Учреждена премия "Добрая лира"
Еще недавно, несколько десятилетий тому назад мы с гордостью называли себя самой читающей нацией в мире, нацией Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова. Еще недавно книга была постоянным спутником человека. Еще недавно в литературные музеи Москвы, Петербурга, Михайловского, Ясной Поляны, Спасского-Лутовинова и другие с благоговением входили десятки тысяч людей всех возрастов, которые ощущали свою причастность к миру величайших ценностей, идей, чувств. Еще недавно домашние библиотеки были предметом гордости, подписки на «толстые» литературный журналы бережно хранились в семьях, выход новой книги становился огромным культурным событием. Еще недавно большинство из нас могло сказать применительно к себе слова М. Горького: «Всем хорошим во мне я обязан книгам».

В последние десятилетия ситуация кардинально изменилась. С утратой духовно-нравственных ориентиров произошло отторжение молодежи от ценностей книжной культуры, книга постепенно перестала быть жизненной необходимостью, нравственным авторитетом, воспитателем. Из «самой читающей» нации мы превратились в читателей комиксов и скверных детективов и тем самым поставили под угрозу национальные традиции, национальное самосознание, национальную культуру. Те, кто напрямую связан с воспитанием подрастающего поколения, не могут не бить тревогу. Решать проблему приобщения молодежи к чтению можно разными путями. Один из них – «приближение» книги к молодому читателю. Как этого достичь? Дать ему хорошую книгу с современной, актуальной для него тематикой и проблематикой, книгу современного автора, который хоть и пишет о дне сегодняшнем, но осознает себя в русле культурной традиции, сформированной русской классикой.

Именно эти размышления и побудили инициативную группу выступить с идеей создания новой литературно-педагогической премии – премии «Добрая лира», второе название которой – «Премия Педагогического Признания».

Цели премии «Добрая лира»

В отличие от многих, существующих сегодня литературных премий, ее первичной целью не является непосредственно поиск и поощрение новых авторов. Смысл этой премии – подарить современному растущему и формирующемуся человеку КНИГУ, ту самую книгу, которая поможет ему осмыслить этот мир и себя в мире во всей сложности и многообразии, почувствовать себя звеном культурной цепи, актуализировать свою культурную память. Это очень важно сегодня, поскольку современная литература, литература тематически близкая молодому читателю, в школьной программе, формирующей во многом круг детского чтения, представлена недостаточно. Важнейшей особенностью премии является обязательное издание произведений, удостоившихся премии, а также их массовое распространение в молодежной среде через школьные библиотеки, уроки литературы, внеурочные мероприятия в образовательных учреждениях.

Важной особенностью является полная независимость организаторов и авторов от рекламных, имиджевых, коммерческих и других подобных интересов. Все присланные материалы строго анонимны для членов жюри. Таким образом формируется объективность судейства.

Между детской аудиторией и литераторами по итогам конкурса происходит взаимное творческое обогащение. Писатели, общаясь напрямую с юными читателями, более полно могут оценить свои профессиональные находки и удачи. А дети, прочитав произведения и познакомившись с их авторами, получают возможность переосмыслить жизненные приоритеты. Ведь ничто так сильно не влияет на образ мыслей и поведение ребенка, как яркие литературные образы. У некоторых ребят, возможно, появится интерес к собственному литературному творчеству.

Суммируя вышеизложенное, можно сказать, что премия «Добрая лира» учреждена со следующими целями:

  • приобщение молодого поколения к чтению, воспитание читательской культуры
  • повышение значимости современной русской литературы в области воспитания молодого поколения,
  • привлечение читательского и общественного интереса к книге как источнику добрых нравственных начал,
  • поиск и поощрение авторов литературных произведений, способных внести существенный вклад в возрождение российской культуры.

Особенности организации

Особенности организации самого премиального процесса в полной мере отражают эти цели, в значительной мере имеющие культурно-воспитательный характер:

  • в премиальном процессе предусмотрен постпремиальный период, связанный с популяризацией произведений-лауреатов в читательской среде, в т.ч. публикацию, распространение по школьным библиотекам, встречи авторов с читателями, массовые обсуждения книг-лауреатов, а в итоге — включение этих произведений в раздел «Внеклассное чтение» школьной программы по литературе с выдачей лауреатам премии соответствующих сертификатов;
  • в состав экспертов включены представители педагогической общественности (учителя, школьные библиотекари);
  • существует детское жюри, мнение которого также учитывается при определении лауреатов премии.

Отдельно необходимо сказать о том, что премиальный процесс ориентирован и на решение задач, связанных с формированием информационной культуры учащихся, чему в значительной степени будет способствовать публикация организационных и информационных материалов на сайте (адрес – likt590.ru), электронные публикации книг-финалистов, возможности электронного детского голосования. Учредителями премии являются следующие организации, которые распределили между собой обязанности по организации деятельности в соответствии со своими возможностями и спецификой деятельности:

Состав и обязанности учредителей

Состав учредителей

Обязанности учредителей

Союз писателей России

Информационная поддержка и жюри

Союз писателей Санкт-Петербурга

Информационная поддержка и жюри

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования [СПбАППО],

Организационно-методическая поддержка и сопровождение конкурса, работа с педагогами, руководителями детских команд.

Центр современной литературы и книги Санкт-Петербурга

Организация работы жюри конкурса (чтение и экспертные заключения выдвинутых на конкурс произведений), информационное обеспечение конкурса

Школьная библиотечная ассоциация Санкт-Петербурга

Организация работы экспертов и мероприятий постпремиального периода (в т.ч. массовое распространение книг в школах в течение постпремиального периода – до объявления новых победителей конкурса)

Кафедра библиотековедения и теории чтения Библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

Организация работы экспертов и мероприятий постпремиального периода

Государственное общеобразовательное учреждение лицей информационно-коммуникативных технологий №590 Санкт-Петербурга

Организационная работа, привлечение экспертов из педагогического сообщества, информационная поддержка (использование сайта лицея)

Информационная поддержка:

  • Издательский дом «Первое сентября»,
  • сайт «Точка Зрения», lito.ru .

В нынешнем году конкурс стартует уже в третий раз. В конкурсе 2006-2007 года приняло участие 105 авторов, представивших на суд компетентного жюри 207 произведений. География конкурса достаточно широка: 37 регионов России, 5 – ближнее и 3 – дальнее зарубежье. Итоги первого этапа конкурса, который в дальнейшем получил условное название «Добрая лира – 1», были подведены в апреле 2007 года. Церемония награждения авторов, занявших первое место в своей номинации, проходила в мае 2007 года в Москве в Государственной Думе. Победителей приветствовали Председатель Государственной Думы Б.В. Грызлов и заместитель председателя комитета Государственной Думы по образованию и науке В.Н. Иванова. Они вручили авторам памятные подарки. Издание сборника произведений-победителей было осуществлено благодаря финансовой помощи Фонда поддержки образования. Сборник был представлен общественности 25 апреля 2008 года выставочном павильоне ЛЕНЭКСПО во время работы Санкт-Петербургского Международного Книжного Форума.

После завершения первого этапа конкурса его учредителями и организаторами было принято решение о продолжении работы. На сайтах, рассказывающих о «Доброй лире», весной 2008 года появилась информация о втором этапе конкурса, или, точнее сказать, о его продолжении. По замыслу учредителей, конкурс должен стать ежегодным.

Второй этап, получивший условное название «Добрая лира-2», итоги которого были подведены в ноябре 2008 года, несколько отличался от прежнего. Были изменены формулировки и названия конкурсных номинаций. В состав жюри вошли новые лица. Большее внимание было уделено прочтению произведений в детских коллективах.

Этот этап прошел не менее успешно, чем первый. Приятно удивляет разнообразие произведений, представленных на конкурс. По объему, жанрам, стилистике – богатейшая палитра литературного творчества. И в результате второго этапа конкурса современная российская литература стала богаче на несколько умных, хороших, добрых произведений, которые нравственно и духовно обогатят современное подрастающее поколение. Они были изданы в формате двухтомника и являются логическим продолжением первых трех томов. Таким образом, сейчас существует уже пятитомник «Добрая лира». Издание сборника на втором этапе конкурса было осуществлено за счет средств, выделенных депутатом ЗС Санкт-Петербурга Александром Сергеевичем Ольховским.

Положение о конкурсе опубликовано на сайтах лицея №590 по адресу www.likt590.ru и на сайте, созданном издательским домом «1 сентября» www.dobrayalira.ru . Адрес, на который авторы могут присылать свои произведения для участия в конкурсе - dobrayalira@mail.ru .

Положение о международном литературно- педагогическом конкурсе «Добрая лира» 2009-2010 (Премия педагогического признания)

1. Общие положения

1.1. Учредителями конкурса являются: Союз писателей России, Союз писателей Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования [СПбАППО], Центр современной литературы и книги Санкт-Петербурга, Школьная библиотечная ассоциация Санкт-Петербурга, кафедра библиотековедения и теории чтения Библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, Государственное общеобразовательное учреждение лицей информационно-коммуникативных технологий №590 Санкт-Петербурга.

1.2. Конкурс направлен на поддержку детского чтения.

1.3. Положение о конкурсе публикуется на сайте лицея информационно-коммуникативных технологий № 590 в разделе «Литературная премия» www.likt590.ru и на сайте, созданном издательским домом «1 сентября» www.dobrayalira.ru , а также в других средствах массовой информации.

2. Цели конкурса:

2.1. Повышение значимости современной русской литературы в области воспитания молодого поколения.

2.2. Привлечение читательского и общественного интереса к книге как источнику нравственного начала.

2.3. Поощрение авторов литературных произведений, способных внести существенный вклад в возрождение российской культуры.

3. Участники конкурса

3.1. Ограничений для авторов произведений по возрасту, гражданству, месту жительства не устанавливается.

4. Организация и проведение конкурса

4.1. На конкурс автором (соавтором) представляются произведения без ограничения по тематике, написанные на русском языке в прозе. Представление произведений, написанных третьим лицом, не допускается. Требования к конкурсным произведениям - высокий художественный уровень; актуальность содержания; соответствие идейно-нравственных основ произведения лучшим традициям русской литературы. Участие в конкурсе означает согласие автора на размещение произведения на сайте www.dobrayalira.ru .

4.2. Поэтические, драматические произведения, рукописи, несоответствующие требованиям п. 4.1., к рассмотрению не принимаются.

4.3. Представленное на конкурс произведение должно отвечать следующим требованиям:

  • текст – в электронном виде;
  • не более 50 страниц, кегль 12, гарнитура "Таймс", поля верхнее, нижнее, левое и правое – 2, 54 см ;
  • рукопись не должна содержать элементов декоративного оформления (фигурный текст, виньетки, буквицы, фото, рисунки и т. п.);
  • должно быть приложено письмо-заявка, содержащее сведения об авторе, контактные телефоны и адреса, краткую творческую биографию автора (соавторов), с указанием фамилии, имени, отчества, псевдонима, перечня наиболее значительных публикаций (если есть) и основные сведения о произведении (аннотация). Образец заявки размещен на сайте www.dobrayalira.ru .

4.4. Произведения направляются автором на электронный адрес: dobrayalira@mail.ru с 20.11.2009 года по 31.01.2010 года.

4.5. Система оценки – рейтинговая. Критерии оценки: высокий художественный уровень произведения; актуальность содержания; соответствие идейно-нравственных основ произведения лучшим традициям русской литературы.

4.6. Премия присуждается по следующим номинациям:

  • Художественная литература | младший школьный возраст
  • Художественная литература | без ограничения возраста

4.7. Звание лауреата присуждается за неопубликованные ранее произведения. Одно произведение может выдвигаться на награждение только один раз.

4.8. По каждой номинации согласно п.4.6. формируется отдельное жюри.

4.9. В процессе принятия решения учитываются художественные достоинства произведения.

4.10. Все выдвинутые произведения, получают регистрационные номера, под которыми и рассматриваются членами жюри.

4.11. Присланные произведения не рецензируются. Переписка с авторами не ведется.

5. Экспертиза произведений

5.1. В срок с 01.02.10. по 10.05.10. на оценочном этапе производится отбор и оценка произведений членами жюри. В состав жюри входят педагоги, писатели, библиотекари, детские коллективы.

5.2. Жюри в срок с 10.05.10. по 20.05.10. определяет авторов - победителей по каждой номинации.

6. Подведение итогов конкурса

6.1. Результаты конкурса публикуются в средствах массовой информации и на сайтах конкурса www.likt590.ru и www.dobrayalira.ru в срок до 01.06.10. Кроме произведений победителей (I, II, III место) в каждой номинации, в Собрание произведений конкурса включаются и другие произведения конкурсантов, достойные публикации.

6.2. Присуждение призовых мест по рейтингу производится с учетом мнения детской общественности.

6.3. Авторам-победителям вручаются дипломы «Победитель конкурса «Добрая лира». Лучшие произведения публикуются в итоговом сборнике конкурса, а также могут быть рекомендованы для включения в список книг по внеклассному чтению на уроках литературы в школе.

6.4. Оркомитет конкурса оставляет за собой право редактирования рукописей перед публикацией в итоговом сборнике конкурса (по согласованию с авторами).

6.5. Книги с произведениями авторов-победителей и дипломантов конкурса распределяются следующим образом:

  • по 1 экземпляру авторам-победителям конкурса;
  • по 1 экземпляру членам жюри;
  • комплекты книг направляются в библиотеки образовательных учреждений.

7. Сроки и этапы конкурсного процесса

7.1. Организационный (01. 10. 09 – 20. 11. 09): обсуждение, утверждение и публикация положения, выбор жюри, создание сайта конкурса.

7.2. Конкурсный (20.11.09 - 31.01.10): выдвижение произведений на награждение, регистрация произведений и их подготовка для рассмотрения жюри.

7.3. Оценочный (01.02.10. – 10.05.10):

  • Отбор произведений представителями педагогической общественности (01.02.10 – 01.03.10),
  • работа профессионального жюри (01.03.10 – 15.04.10),
  • голосование детской общественности на сайте конкурса (15.04.10 – 10.05.10),
  • формирование окончательного списка победителей до 20.05.10.

7.4. Итоговый (01.06.10 – 10.10.10)

  • определение победителей конкурса,
  • размещение списков авторов-победителей на сайтах www.dobrayalira.ru и www.likt590.ru в срок до 01.06.10.
  • торжественное вручение наградного знака и диплома,
  • публикация произведения-победителей (до 10.10.10),
  • распространение книг по библиотекам образовательных учреждений.

Вернуться на главную